Поделиться:
8 декабря 2013 16:52

День Екатерины

Екатерина Вторая стала во многом символом русской государственности и примером того, как власть и общество могут и должны взаимодействовать

Екатерина Вторая КаравакИскалеченное большевизмом русское общество отмечает странные юбилеи. Недавно в провинции с размахом праздновали 95-летие комсомольской организации — этого питомника циничных олигархов и нынешних чиновников и губернаторов. В то же время настоящие русские даты становятся, в лучшем случае, достоянием обсуждения узкого круга профессиональных историков. Вяло помянули 150-летия отмены крепостничества. Юбилей Отечественной войны «спихнули» на учителей истории и энтузиастов. В 2012-м почти совсем обошли молчанием 250-летие восшествия на русский престол Екатерины Второй.

Между тем, многие идеи Екатерининского века могут пригодиться нам, пытающимся в XXI веке вернуться к истокам русской исторической государственности.

Урожденная немецкая принцесса София-Августа-Фредерика Анхальт-Цербстская, Екатерина смогла при поддержке русской Лейб-Гвардии не только прийти к власти и удержать ее, но стать именно русским символом. Екатерина сумела объединить усилия русских людей во имя идеи служения Отечеству. Она называла их своими сотрудниками. Запретила употребление слова «раб» в обращениях на высочайшее имя. Прислугу называла на «вы». Пыталась распространить в русском обществе идеи европейского Просвещения. И даже идею отмены крепостного права — с чем русское общество тогда не согласилось.

При Екатерине Россия прошла первый опыт парламентаризма — в виде Уложенной комиссии. Были проведены губернская и городская реформы, создано первое в нашей истории Вольное экономическое общество. Дворянство превращалось в свободное сословие — благодаря дворянским выборам и росту самосознания.

Сотрудники Екатерины — целая глава нашей истории. Удивительно, насколько разных людей смогла привлечь императрица к содействию своим начинаниям. Братья Орловы и братья Панины. Княгиня Дашкова и князь Потемкин. Денис Фонвизин и Гавриил Державин. Александр Суворов и Федор Ушаков. Недаром на памятнике императрице в Петербурге они все рядом — и это самодостаточные личности, а не механические исполнители «вертикали власти».

Сейчас из России люди уезжают. Утекают за рубеж наши «мозги». Взамен утекающих «мозгов» в РФ идет поток рабов из Центральной Азии. Вряд ли этот обмен можно назвать равноценным… Екатерина же привлекала на русскую службу иностранные таланты. Ученые приезжали работать в Петербург. Сотни тысяч немцев, сербов, греков нашли новую родину в гостеприимной России. При ней Россия приобрела Крым, Новороссию, Белоруссию, Литву. Пожалуй, Екатерина Вторая и Петр Аркадьевич Столыпин — единственные в своем роде стратеги рациональной переселенческой политики в необъятной России. Не случайно до сих пор в Сибири трудятся тороватые потомки столыпинских крестьян-переселенцев. А что самое удивительное, до сих пор в РФ живут потомки екатерининских немецких колонистов. Многие поколения трудолюбивых и энергичных людей — подлинно русских патриотов!

Екатерина много и вдумчиво читала. Хорошо знала русскую историю. Настолько изучила и полюбила русский язык, что сама занималась литературой. Общалась с европейскими энциклопедистами. Обладала прекрасным чувством юмора. Была милосердной. Прощала людям ошибки.

Екатерина стоит у истоков системы русского образования: ее детищами были и Смольный институт благородных девиц, и Московский воспитательный дом. Умела она быть и жесткой: пугачевские душегубы понесли достойное наказание. Прозорливо угадала императрица в Радищеве явление «хуже Пугачева».

Обладая широким политическим кругозором, воспитание любимого внука Александра государыня доверила республиканцу Лагарпу. Она одна из немногих (если не единственная!) из русских деятелей, умевшая видеть и просчитывать исторические партии на много ходов вперед. В конце жизни государыня как-то с грустью заметила, что созданной ею системы хватит на сто с лишком лет. Зато каких лет! Вместивших золотой век русской культуры, чей ясный свет озаряет нам до сих пор дорогу над исторической бездной.

Екатерина Вторая стала во многом символом русской государственности и примером того, как власть и общество могут и должны взаимодействовать. Ее имя вошло в произведения русской литературы. Недаром в «Капитанской дочке» именно она становится символом справедливости, милосердия, правосудия. Как их не хватает нам, особенно в истории ХХ века!

Обращаясь к памяти об императрице Екатерине, русский народ, разрозненный теперь по разным государствам, разделенный границами, устанавливает новые памятники государыне. Символами единства русского исторического сознания стали памятники императрице в основанных ею городах — Одессе и Севастополе. Возле подножий монументов — живые цветы. Вопреки безумию новейшей истории.

Может, и наступит для нас, русских, наш день — день Екатерины…

Екатерина была названа Великой. В нашей истории только трое правителей удостоены этого титула: Иван Великий — создатель Московского государства; Петр Великий — основатель Российской империи; и государыня, построившая свою власть на законе уважения к человеку, величия человеческой личности.

Вечная ей память.

Екатерина в цитатах:

  • Я хвалю громко, а браню потихоньку.
  • Лучше оправдать сто виновных, чем осудить одного невиновного.
  • Живи сам и жить давай другому.